Аромат — это очень тонкая материя. Обоняние, единственное из наших пяти чувств, зависит от отдела мозга, в котором рождаются эмоции. Для описания запахов мы используем метафоры. На основе этих эфемерных понятий выросла мощная индустрия — парфюмерия. Как же делают духи?
Запаховарение Перегонка Для извлечения душистых масел из продуктов, которые не разлагаются под воздействием высокой температуры, применяют перегонку. Перегонный аппарат похож на самогонный и работает по тому же принципу. Цветы, травы и корни погружают в бак с кипящей водой. Ароматный пар проходит через змеевик в холодильник, где благовонная эссенция конденсируется. Для того чтобы получить таким способом, например, 1 л лавандового масла, необходимо переработать 200 кг лаванды, а для производства 1 л розового масла требуется 5 т роз.
Растворение (экстракция) Для растений, которые не переносят обработку при высоких температурах, разработан метод извлечения душистого экстракта из исходного материала с помощью растворителей — так называемая экстракция. Раньше в качестве растворителя применяли бензол, теперь его заменяют менее токсичным гексаном. В результате получается абсолют — база духов. Это в прямом смысле драгоценность. Для производства 1 л абсолютного жасминового масла требуется 750 кг, или 8 млн, цветков. В 30-е годы некоторые духи содержали до 10- % абсолютного масла жасмина, сегодня в лучшем случае 1–2 ?%.
Отжим прессованием Сейчас для выдавливания масел из кожуры цитрусовых применяют специальный пресс, но еще в прошлом веке это делали вручную. На Сицилии и Калабрии, к примеру, бергамот и лимон обрабатывали специальной кожаной перчаткой, на которую были наклеены мелкие каменные осколки. Масло собирали на губку и отжимали в ведерко.
Нос по ветру! «Носы» — так называют парфюмеров, которые создают ароматы. Они совсем не так известны, как их произведения. Кто, кроме специалистов, помнит сегодня Эрнеста Бо — автора Chanel № 5, или Эдмонда Рудницка, создателя Diorissimo? Зато их ароматы десятилетиями остаются на пике моды. «Носов», способных создать бестселлер, очень мало: во всем мире едва ли два десятка. Это творцы, которые умеют смешивать ароматические эссенции так, чтобы получились выдающиеся духи. Они различают и запоминают мельчайшие нюансы запахов, которых в парфюмерии более 4000, и находят их блистательные сочетания; ощущают их связь с визуальными образами и цветовой гаммой, обладают вкусом и чувством прекрасного. Как правило, «нос» работает вдвоем с ассистенткой. Он разрабатывает формулы, она взвешивает концентраты и смешивает их в нужной пропорции. Потом он нюхает то, что получилось. Для создания композиции приходится перенюхать несколько десятков, а то и сотен проб. Когда найдена идеальная, по мнению создателя, пропорция, получается парфюмерная композиция — основа для создания духов.
Затем композиция, похожая на растительное масло, растворяется в спирте высшей очистки без цвета и запаха в концентрации от 2 до 40%. Продукты с высокой концентрацией имеют более стойкий аромат и, соответственно, стоят дороже. Обычно применяют следующую классификацию: •одеколон (2–3 %); •туалетная вода (5–12%); •парфюмированная вода (12–18%); •духи или экстракты (от 18 до 40%). Смесь настаивается несколько недель — за это время аромат, перемешиваясь со спиртом, набирает силу, созревает. В завершение смесь охлаждают для того, чтобы из нее выделился осадок, затем доводят до комнатной температуры и фильтруют. В одной композиции может быть использовано от десятка до сотни душистых составляющих — натуральных масел и искусственно синтезированных веществ.
Ароматные семейства Духи можно разделить на три основные группы: цветочные, восточные и шипровые. К цветочным ароматам — легким, веселым и романтичным — относятся две трети всех существующих духов. Роза и жасмин, тубероза и ирис, фиалка и гвоздика способны заиграть совершенно неожиданными нотами в разных сочетаниях. Самые свежие из них — зеленые, с ароматом свежесрезанной травы и молодой листвы. Восточные ароматы сильные и тяжелые. Они созданы для обольщения. Это скорее вечерние и зимние духи. Они теплые, сладкие и пряные, в них доминируют мускус, восточные специи, смолы и амбра. Шипровые ароматы появились в 1917 году, когда Франсуа Коти создал духи Chypre («Шипр») — так по-французски звучит название острова Кипр. Там растет мох, запах которого и лег в основу этого аромата. Свежий, чувственный и динамичный, он стал прародителем одного из трех великих парфюмерных семейств.
Душистые источники Животные ароматы играют огромную роль при создании Запаха
Мускус Пахучий секрет, получаемый из желез самца мускусной кабарги — животного семейства косуль, которое обитает на высокогорных плато Азии. Охота на кабаргу запрещена, а экспорт мускуса строго регламентирован. Его извлекают, не убивая животное. Натуральный мускус — вещество с сильным аммиачным удушливым запахом, и только после созревания в виде спиртового настоя запах приобретает необыкновенную животную чувственную ноту. Сейчас парфюмеры заменили натуральный мускус на более дешевые синтетические аналоги.
Серая амбра Душистый продукт, который образуется в кишечнике у кашалотов и отрыгивается ими. После запрета охоты на китов серая амбра иногда попадает к парфюмерам от рыбаков, которые находят ее в своих сетях. Понятно, что это очень редкий ингредиент, который используют только в дорогих духах.
Цветы — главная парфюмерная составляющая Роза О розовом масле, которым Афродита смазывала тело Гектора, впервые упоминает Гомер. Сейчас лепестки роз обрабатывают водяным паром, извлекая эфирное масло, или растворителями, получая абсолютное масло. Розы собирают только на заре, потому что главный враг аромата — полуденное солнце. Несмотря на успехи синтеза, пока еще не удалось полностью скопировать сложнейший запах розового масла, поэтому, как правило, в состав духов входит натуральный продукт.
Жасмин Из белых цветов в парфюмерии чаще всего используют жасмин. Но его производство постоянно падает — выращивать и собирать эти хрупкие цветы очень сложно. Как и розу, жасмин собирают до восхода солнца, чтобы роса и жара не испортили драгоценные цветы.
Лаванда У лаванды, обладающей широким и оригинальным диапазоном ароматов, несправедливая судьба. Неразрывно связанная с запахом чистого белья, она редко применяется в парфюмерии. Сегодня лаванда используется в мужских туалетных водах для начальной ноты запаха, придающей свежесть композиции.
Ирис Запах масла из корневища отличается от запаха цветка и, как ни странно, напоминает аромат фиалки. От момента посадки корневища до сбора проходит три года. Еще три года требуется, чтобы высушить его. Из одной тонны корня ириса получают 2 кг очень дорогого эфирного масла с тонким и сильным ароматом, создающим стойкую цветочную и древесную ноты.
Мхи, ветки и кора деревьев — первые в истории человечества ароматические вещества. В древности их сжигали для окуривания при выполнении магических ритуалов. Эти продукты не утратили своего значения и в современной парфюмерии.
Сандал Список духов с использованием сандалового масла велик. Дерево и корни Santalum album перегоняют с водяным паром для получения эфирного масла с теплым и мягким запахом.
Мох Дубовый и древесный мох позволяет получить методом экстракции абсолютные масла — необходимые составляющие композиций с запахом шипра и зелени.
Цитрусовые Фрукты из-за высокого содержания в них воды невозможно использовать в парфюмерии. Применяют только цитрусовые — плоды высушивают, а из кожуры извлекают пахучие масла, ноты которых присутствуют во всех одеколонах и освежающих водах.
Синтетика Без синтетических компонентов существование современной парфюмерии немыслимо. Без них не был бы создан ни Chanel № 5, ни Eau Sauvage, ни Opium! До 30-х годов XIX столетия духи делали только из даров природы. Производство было очень дорогим, и парфюмы считались предметом роскоши для привилегированных слоев общества. Но в 1830 году французские химики начали эксперименты с натуральными душистыми веществами. Используя синтез, они создали их аналоги на основе отдельных компонентов, полученных из эфирных масел. Успех подтолкнул ученых к попыткам получения ароматических веществ на основе ископаемого сырья, нефти или угля. Эксперименты закончились удачно, и сейчас синтезируют сотни новых запахов, которые в смеси с классическими натуральными позволяют создавать уникальные композиции.
Мнение эксперта Диана Тарутина, эксперт по парфюмерии L’Oreal Luxe: «К сожалению, в последнее время не были созданы такие бессмертные шедевры, как в первой половине прошлого века. Это связано с тем, что производство духов стало более коммерциализированным, все стараются создать универсальный аромат, который бы не раздражал, подходил как можно более широкому кругу потребителей, — и в результате получаются безликие духи. Из загадки парфюмерия превращается в ширпотреб. А вообще очень интересно посмотреть на то, какие запахи сопровождали историю XX века. Начало века — стиль модерн, на пике популярности изысканные цветочные эссенции: фиалка, ирис и лаванда. Главная сенсация Chypre Coty — сложный запах, сложенный из нот дубового мха и цитрусовых, — становится родоначальником шипровых парфюмов. В 30-е годы в моде страсть и чувственность. Появляются Chanel № 5 и Schalimar Guerlain. Символом послевоенных 40-х стали шикарно-томный аромат Femme Rochas и романтичный L’Air du Temps от Nina Ricci — женщины вновь стали слабым полом! В 50-е годы, время процветания, вновь царят легкие цветочные ароматы, бестселлер — Diorissimo Dior. Бурные 60-е принесли первый аромат унисекс — великий Eau Sauvage Dior. В 70-е и 80-е пробил час энергичных, дерзких запахов, в моду ворвались густые, пряные и вызывающие восточные ароматы. Бестселлер — Opium Yves Saint Laurent. В 90-е возвращаются ароматы унисекс: Calvin Klein, Comme des Garcons, Bvlgari. В начале нового тысячелетия на фоне тренда здорового образа жизни в моду входят натуральные ягодные и фруктовые запахи».